На главную
Виктор Коротыч
Внедрение идей водно-зеленого городского каркаса
в градостроительную практику в России: возможности и противоречия
Смотреть видео доклада
Виктор Коротыч
архитектор проектов компании MLA+

Согласно определению еврокомиссии, водно-зеленая инфраструктура (ВЗИ) — это стратегически спланированная сеть природных и полуприродных территорий в совокупности со всеми особенностями окружающей среды, разработанная и управляемая для предоставления широкого спектра экосистемных услуг, таких как очистка воды, качество воздуха, пространство для отдыха, смягчение последствий и адаптация к изменениям климата. Это сеть зеленых и голубых (водных) пространств, которая может улучшить условия окружающей среды и, следовательно, здоровье и качество жизни граждан. Она также поддерживает зеленую экономику, создает рабочие места и увеличивает биоразнообразие. Сеть ООПТ —это каркас ВЗИ. ВЗИ — это успешный инструмент производства средовых, экономических и социальных благ с помощью природных решений, и это путь к большей независимости от «серой» инфраструктуры.

В России существуют все возможности для работы с объектами ВЗИ на уровне городского планирования. В документах территориального планирования, градостроительного зонирования, нормативах градостроительного проектирования и в документации по планировке можно реализовывать мероприятия по поддержке связности элементов ВЗИ, повышению их доступности для жителей, создавать условия для защиты биоразнообразия. Важно, что в документах «легального» градорегулирования закладываются непосредственно технические решения. Например, конкретная зеленая территория может быть защищена зонированием, а правила благоустройства формируют подходящий режим обслуживания этой территории, т.е. легальные документы — это инструмент реализации решений.

Проблема заключается скорее в самом принятии решений, в конструировании ценности зеленой сети города и в противостоянии между ВЗИ и застройкой, в том числе, в конкуренции за пространство с «серой инфраструктурой». Принципиальные решения, в идеале, могут приниматься и фиксироваться на стратегическом уровне — в стратегии пространственного развития (мастерплане) города, так как ВЗИ — это один из структурообразующих каркасов города.

Стратегия развития ВЗИ города формируется с участием широкого круга интересантов и с вовлечением активного сообщества, становясь предметом публичной политики. В противном случае, «деревья проиграют бетону», т.к. бетон лоббирует строительный сектор, а у ВЗИ нет других защитников, кроме горожан и публичной власти.

Стратегия задает цели и набор принципов, которые должны применяться при реализации всех проектов, независимо от их срока и масштаба.

Критика застройщиков как уничтожителей озеленения неконструктивна. Застройщики делают то, что зафиксировано в градостроительном регламенте публичной властью в Правилах землепользования и застройки. Субъектом, с которого осуществляется спрос на формирование ВЗИ, является публичная власть.

Необходимо формировать систему мониторинга состояния ВЗИ города и проводить оценку городских проектов через конкретные показатели:

наша почта Isetriverfond@gmail.com
Также мы будем благодарны репосту