На главную
Екатерина Трофимова
«Большой Екатеринбург» до нашей эры — кто и когда жил в верховьях Исети в первобытности?
Смотреть видео доклада
Екатерина Трофимова
археолог,научный сотрудник ООО «Центр историко-культурных исследований «Астра»

Река Исеть последовательно заселялась, начиная с эпохи каменного века, о чем свидетельствуют находки археологов в верховьях реки, в том числе — и на территории современного Екатеринбурга. Они позволяют судить о том, кто жил по берегам верховьев Исети, и чем эти люди здесь занимались.

В каменном веке жители этих мест промышляли рыболовством и охотой, а затем освоили изготовление лепной керамической посуды. Самые ранние стоянки этого времени датируются мезолитом и выявлены на озере Шувакиш и на Карасьем озере по Новокольцовскому тракту, однако более известны неолитические стоянки у поселка Палкино. Именно здесь зарождалась местная археология: в 1857 г. в Палкино С.С. Сигов под гранитными валунами нашел первые медные фигурки, а в 1874 г. М.В. Малахов провел первую научную археологическую разведку.

В окрестностях Палкино существуют писаницы — наскальные изображения, а также найдены ритуальные предметы (например идол «человека-совы», хранящийся в Свердловском областном краеведческом музее). Еще в XIX в. краеведами УОЛЕ на озере Малый Шарташ был зафиксирован выход кремня, который мог использоваться для изготовления орудий труда. Недавно памятники энеолита (медно-каменного века) были открыты и в самом Екатеринбурге: у Городского пруда в 2017 г. были зафиксированы остатки жилища, найдена керамика и каменный инвентарь, а в 2018 г. на мысу «Динамо» были найдены фрагменты керамики энеолита.

В эпоху палеометалла древние люди прибывают в эти места, вероятно, в поисках сырья для бронзолитейного производства, что подтверждается найденными О.Е. Клером и Н.А. Рыжниковым на Исетском озере памятниками коптяковской культуры, а также раскопками Е.М. Берс у Калмацкого брода к северу от Свердловска. Вершины развития металлообработка достигла во время существования населения гамаюнской, а затем исетской культур, выявленных по материалам раскопок на Верх-Исетском пруду. Вероятно, местные металлурги использовали как основание плавильного горна каменные чаши — естественные углубления на гранитных останцах. Пример — Шарташские каменные палатки.

Природные условия верховий Исети благоприятствовали разнообразной деятельности: от рыбной ловли до ритуальной плавки бронзы. Следы жизни, кипевшей на берегах Исети от трех до восьми тысяч лет назад, обнаружены даже в историческом центре Екатеринбурга, где в замкнутом в квадрате улиц Челюскинцев-Восточная-Фурманова-Московская, известно, по крайней мере 4 археологических памятника первобытности; основная же часть подобных объектов располагается к северу и северо-западу от центра.

В водоохранной зоне Исети в пределах Екатеринбурга расположено не менее 40 археологических памятников. Всего же на территории города выявлено более 200 объектов, среди которых почти треть приходится и на памятники Нового времени после освоения края русскими.

Все эти объекты требуют особого внимания со стороны горожан, застройщиков и администрации города. Археологические памятники невозможно реставрировать, им угрожают масштабные стройки и требуются спасательные работы. Включение памятников археологии в городской контекст — в виде музеефицированных объектов, локаций дополненной реальности, памятных табличек и знаков — позволит сделать вопрос «кто жил в верховьях Исети?» началом исследования местной идентичности для каждого, кто ею интересуется.

наша почта Isetriverfond@gmail.com
Также мы будем благодарны репосту