На главную
Татьяна Мосунова
Как менялись мосты через Исеть
Смотреть видео доклада
Татьяна Мосунова
экскурсовод, краевед, заведующая отделом PR Свердловского краеведческого музея

В 2022 году Исеть в районе Екатеринбурга стала настолько маловодной, что многие жители не воспринимают ее как полноценную реку. Однако в пределах города через реку перекинуто более 30 мостов, соединяющих ее берега. История Екатеринбурга началась со строительства моста и сопровождалась появлением и изменение переправ через Исеть.

Первой переправой через Исеть стала верхняя часть плотины городского пруда, построенная ради нужд железоделательного завода. Строительство завершилось 11 сентября 1723 г. Плотина имела длину 209 м, ширину 42 м и высоту 6,5 м.

В 1830-е годы плотина была расширена по проекту М. П. Малахова, а в 1886 г. на ней был разбит сквер и установлены бюсты Петра I и Екатерины I (сегодня на этом место стоят бюсты Павла Бажова и Дмитрия Мамина-Сибиряка). В 1972–1973 гг. плотина была расширена и облицована гранитом, украшена барельефами и скульптурами. В 1998 г. был сделан проход из нижней террасы Исторического сквера на верхнюю площадку, плотина была также укреплена железобетонными перекрытиями.

При строительстве новых заводов на Исети, Верхнего и Нижнего, реку также перегораживали плотины, образуя мосты. В состав Екатеринбурга эти самостоятельные заводские поселения вошли только в XX веке.

По мере расширения города появлялись новые переправы, иногда в предельно сжатые сроки. Например, к визиту императора Александра I был простроен деревянный свайный мост через р. Исеть, сокращающий путь к Ново-Тихвинскому монастырю, который намеревался посетить император (в районе современных ул. Декабристов и Чапаева). Он получил название Царского. В 1856–1858 гг. этот мост, обветшавший, был восстановлен также в дереве и только в 1889 г. он был заменен каменным. Сейчас мост реконструирован, заасфальтирован, снабжен коваными перилами.

Первый каменный мост в Екатеринбурге появился в период расцвета городского хозяйства в 1840-е гг., когда Екатеринбург поднялся на добыче золота, а горнозаводская власть была сильна как никогда. Новый мост был выложен из бута и гранитного плитняка., с использованием металлических свай — прочный, но без архитектурных фантазий. Мост усилил значение улицы, параллельной главной (современная ул. Малышева). Последующие реконструкции практически не изменили облик моста. В настоящее время планируется его расширение.

Самый длинный мост Екатеринбурга — Макаровский, перекинут через Городской пруд в широкой его части. Его длина — ок. 255 м. Первый мост, деревянный, здесь был построен в 1881 г., и связан был с появлением железной дороги. Он позволил жителям правого берега быстро попадать к железнодорожному вокзалу. В 1950-е гг. мост был заменен четырёхпролётным железобетонным арочным, и по нему, по ул. Челюскинцев, началось регулярное трамвайное движение. Мост подвергался укреплению и благоустройству в 1975 и 2011 гг., а затем с 2017 по 2022 г. был реконструирован и расширен.

В 1930-м г., когда Свердловск стремительно развивался, был построен каменный мост по ул. Куйбышева, на месте брода через реку. В 1934 г. было открыто трамвайное движение по нему. В 2005 году для увеличения пропускной способности улицы Куйбышева мост через реку Исеть был реконструирован.

Улицы К. Маркса и Радищева соединяет так называемый Сплавной мост. В прошлом этот деревянный мост был единственной переправой через Исеть между Покровским (Малышева) и Александровским (Декабристов) проспектами.

Мосты Екатеринбурга строились функционально, но, к сожалению, без оригинальных архитектурных решений. Их история важна как напоминание, что мы — город, построенный на реке, которую пришло время беречь.

наша почта Isetriverfond@gmail.com
Также мы будем благодарны репосту