В России существуют все возможности для работы с объектами водно-зелёной инфраструктуры на уровне городского планирования. В документах территориального планирования, градостроительного зонирования, нормативах градостроительного проектирования и в документации по планировке можно реализовывать мероприятия по поддержке связности элементов ВЗИ, повышению их доступности для жителей, создавать условия для защиты биоразнообразия.
Важно, что в документах “легального” градорегулирования закладываются непосредственно технические решения. Например, конкретная зеленая территория может быть защищена зонированием, а правила благоустройства формируют подходящий режим обслуживания этой территории, т.е. легальные документы — это инструмент реализации решений.
Проблема заключается скорее в самом принятии решений, в конструировании ценности зеленой сети города и в противостоянии между ВЗИ и застройкой, в том числе в конкуренции за пространство с “серой инфраструктурой”. В идеале принципиальные решения могут приниматься и фиксироваться на стратегическом уровне — в стратегии пространственного развития (мастер-плане) города, так как ВЗИ — это один из структурообразующих каркасов города.
Стратегия развития ВЗИ города формируется с участием широкого круга интересантов и с вовлечением активного сообщества, становясь предметом публичной политики. В противном случае, “деревья проиграют бетону”, т.к. “бетон” лоббирует строительный сектор, а у ВЗИ нет других защитников кроме горожан и публичной власти.
Стратегия задает цели и набор принципов, которые должны применяться при реализации всех проектов, независимо от их срока и масштаба.
Критика застройщиков, как уничтожителей озеленения, неконструктивна. Застройщики делают то, что зафиксировано в градостроительном регламенте публичной властью в Правилах землепользования и застройки. Субъектом, с которого осуществляется спрос на формирование ВЗИ, является публичная власть.
Наиболее значимые массовые протесты жителей Екатеринбурга в последние годы связаны именно с отстаиванием “права на воду” (фонтан, городской пруд, сквер на его берегу). Это говорит о важности состояния реки Исеть для горожан.
Амбиции Екатеринбурга стать городом-портом и гидромания остались в прошлом. Однако Исеть — средняя река посреди мегаполиса — и сейчас значима, как природная ценность. Искусственные водоёмы — пруды на реке, созданные для промышленных целей, в 21 веке стали неотъемлемой частью природного водно-зелёного каркаса города.
Для современного Екатеринбурга, как горнозаводской столицы Среднего Урала, очень важно сохранять артефакты прошлого — пруды и плотины — как часть аутентичного уральского ландшафта, отсылающего к самому важному периоду в истории города — его рождению. С чего начинается Екатеринбург? Конечно, с плотины и пруда. Важной задачей, по мнению экспертов, является присвоение оставшимся прудам на Исети статуса достопримечательного места. Вместе с тем необходимо разработать паспорта водных объектов Верх-Исетскому пруду и Городскому пруду, внести их в Водный реестр РФ.
Нужно отметить, что крупные плотины периодически ремонтировались и модернизировались, а вот за прудами за 300 лет не было должного ухода. В истории осталась неудачная попытка почистить донные отложения Городского пруда, из-за которой деградировал Парковый пруд. Обеспечить удовлетворительный уровень качества воды в Исети и в прудах — масштабная задача, которую возможно решить совместно с Тюменской и Курганской областями при помощи национальной программы по ликвидации накопленного экологического ущерба.
Мосты через Исеть, как и пруды с плотинами, — наглядная история Екатеринбурга. Они строились функционально, но, к сожалению, без оригинальных архитектурных решений. Их история важна как напоминание, что мы — город, построенный на реке, которую пришло время беречь. Многие мосты имеют охранный статус и при реконструкции хорошо бы относится к “старичкам” с должным пиететом.
В водоохранной зоне Исети в пределах Екатеринбурга расположено не менее 40 археологических памятников. Всего же на территории города выявлено более 200 объектов, среди которых почти треть приходится на памятники Нового времени после освоения края русскими.
Все эти объекты требуют особого внимания со стороны горожан, застройщиков и администрации города. Археологические памятники невозможно реставрировать, им угрожают масштабные стройки, требуются спасательные работы. Археологические изыскания должны быть не формальными, а обязательными для предпроектных исследований. Включение памятников археологии в городской контекст — музеефицированных объектов, локаций дополненной реальности, памятных табличек и знаков — позволит сделать вопрос “кто жил в верховьях Исети?” началом исследования местной идентичности для каждого, кто ею интересуется.
Водно-зеленая инфраструктура (ВЗИ) — это стратегически спланированная сеть природных и полуприродных территорий в совокупности со всеми особенностями окружающей среды, разработанная и управляемая для предоставления широкого спектра экосистемных услуг, таких как очистка воды и воздуха, кондиционирование, защита от эрозии почв, пространство для отдыха, смягчение негативных последствий урбанизации среды, адаптация к изменениям климата. Это сеть зеленых и голубых (водных) пространств, которая может улучшить условия окружающей среды и, следовательно, здоровье и качество жизни граждан. Она также поддерживает зеленую экономику, создает рабочие места и увеличивает биоразнообразие.
Назрела необходимость создания междисциплинарной рабочей группы по созданию водно-зелёного каркаса Екатеринбурга. Через поправки к закону “Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области” возможно обосновать подготовку материалов комплексного экологического обследования приречных территорий Исети и Патрушихи в городе, создать специальные функциональные зоны в Генеральном плане, рассчитать финансирование, необходимое для реализации комплексного исследования и мастер-планирования приречных территорий.
Сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе на приречных территориях, — это каркас ВЗИ. Фиксация границ водно-зеленого каркаса в документах территориального планирования и определение режимов использования участков, наложение сервитутов, позволит определить программу последовательной работы с каждым участком.
На данный момент от застройки защищены лишь 20 метров берега от уреза воды — этого категорически недостаточно, чтобы Екатеринбург мог планировать устойчивое будущее, как город на реке. Необходимо увеличить незастраиваемую приречную территорию до границ водоохранной зоны везде, где это возможно.
Информация о вновь созданных ООПТ должна быть внесена в Единый государственный реестр недвижимости, Генеральный план Екатеринбурга, Правила землепользования и застройки.
Согласованность в градостроительных документах приведёт к исключению нарушений природоохранного законодательства РФ, таких как засыпка в Академическом районе единственного не заключенного в трубу притока Исети — реки Патрушихи.
Параллельно с законотворческой работой и работой с градостроительными документами необходимо разработать программу по организации новых парков и дождевых садов на приречных территориях Исети и Патрушихи.
Эксперты, участвовавшие в форуме, сошлись в том, что состояние берегов Исети и Патрушихи играет определяющую роль в сохранении и устойчивом развитии водно-зелёной городской инфраструктуры в Екатеринбурге. При этом сохранение рек в качестве ключевых рекреационных территорий и основы водно-зеленого городского каркаса невозможно, если продолжится активная высотная застройка берегов в пределах водоохранной зоны (200 метров от уреза воды) и сокращение площади и ширины прибрежной почвенно-растительной буферной полосы в результате искусственного берегоукрепления, засыпки и благоустройства набережных.